[h] Анализ Эрос-фактора. Наблюдается ослабление, разрядка эротической потребности или отсутствие потребности в эротической связи. Данная тенденция имеет лишь актуальную и всегда относительную природу. Также такой показатель может свидетельствовать о перманентном удовлетворении Эрос-потребности в профессиональной или духовной деятельности, т.е. в социализации влечения, сублимации.
[s] Анализ фактора деструкции и танатоса. Наблюдается реакция самопожертвования.
[S-вектор] Анализ сексуальных влечений. Доминирование покорности, пассивности, жертвования собой. Пассивность, находящаяся на границе с мазохизмом.
[e] Анализ фактора этоса (этики). Здоровая этическая борьба между диаметрально противоположными тенденциями: добром и злом, добросовестностью и бессовестностью, терпимостью и нетерпимостью и пр.
[hy] Анализ фактора морали. Стремление к тщеславию и желание выставлять себя на всеобщее обозрение.
[P-вектор] Анализ пароксизмальных влечений (влечений к пароксизмам и поражению врага, влечений к этично-моральному поведению). а) Каинитская натура со стремлением загладить свою вину. b) Этический скептик выставляет на всеобщее обозрение присущие ему внутренние противоречия. Демонстрация окружающим своей доброты. с) Переполненность аффектами с подавлением в себе «Каина».
[k] Систола-фактор по отношению к Я-расширению. Отрицание своих желаний, нигилизм, обесценивание идеалов, адаптация к нормам окружающих людей, ведущий механизм защиты – вытеснение.
[p] Диастола-фактор по отношению к Я-расширению. Экстремальная реакция безмерного расширения сферы «Я», инфлятивная паранойя.
[Sch-вектор] Анализ Я-влечения («иметь и быть»). Отрицаемая инфляция. Подавление. Запрещение
С позиции психологии Я подавление является отрицаемой инфляцией. В случае подавления конфликт в сфере Я возникает в результате того, что диастолическое Я хотело бы быть Всем, а систолическое Я отрицает это расширение сферы Я. Вот так в Я под воздействием отрицания возникает дефляция. Скованность в поведении и поступках, действиях и мышлении абсолютно верно отражает внутреннее отрицание инфляции. Под воздействием подавления во всех областях жизни (в сексе, поиске контактов, интересах, движениях, еде, работе, сне, сновидениях и т. д.) возникают самые разные функциональные ограничения.
С позиции возрастной психологии необходимо подчеркнуть, что подавление может наступить практически в любом возрасте, хотя своего пика оно достигает в периоды между 20 и 30 годами, а также в 12-16 лет.
Характерологические черты подавленного Я: 1. доминирование интеллекта; 2. преобладание иллюзии, что что-то невозможно сделать; З.ощущение своей ненормальности; 4. вечная отчужденность; 5. неспособность к контактам; 6. эгоцентризм; 7. внутреннее беспокойство, возбуждение и тревога; 8. постоянные отказы, избегание, подавление своих желаний — и все это несмотря на огромное желание персоны быть всем; 9. несмотря на неудачи, непрекращающиеся попытки соперничать; 10. постоянные попытки защищаться от аутизма, пребывающего на заднем плане; 11. ощущение своей виновности и страх наказания; 12. «ограниченность» сферы Я барьерами стыда и отвращения.
[d] Анализ фактора доверия-недоверия. Спад аффилиативной потребности – нежелание отправляться на поиски и одновременное нежелание прилипать. Состояние затишья в поисках и прилипании.
[m] Анализ фактора привязанности и отделения. Реакция несчастливой связи, носящей характер навязчивости и неустойчивости в поисках прочного контакта; отсутствие доверия. Проблема, существующая при такой реакции контактов, заключается в том, что персона пребывает в сомнениях: должна ли она оставаться и дальше быть привязанной к прежнему партнеру или же необходимо от него отделиться? Такая амбивалентность в потребности привязанности всегда является признаком несчастливой, навязчивой ситуации, в которой персона часто бросается в погоню то за одним объектом, то за другим, но так и не находит прочной связи. Доверие поколеблено.
[C-вектор] Анализ социального влечения (влечения к контактам). Сомнения в привязанности и отделении. Навязчивый контакт из-за амбивалентности в привязанности.
В этой второй навязчивой картине контактов пребывание в сомнениях на развилке дорог вызывается следующей дилеммой: нужно ли персоне продолжать и дальше быть привязанной к прежнему объекту (матери, отцу и т. д.) или необходимо от него отделиться? Но оказывается, что персона эта не способна ни на крепкую привязанность, ни на отделение, так как обе тенденции она носит в себе в качестве равноценных. Это типичное положение несчастливой, безнадежной связи. Клинически оно чаще всего обнаруживается у людей с навязчивым характером, при неврозе навязчивости, и совсем изредка — у конверзионных истериков. А в нормальных случаях мы встречаемся с такой картиной контактов в предпубертатном периоде или в период первой инфантильной пубертатности. Сомнения в своей привязанности к другому человеку чаще всего доводит совместную жизнь до несчастья, о чем и предостерегает навязчивая картина контактов. Это — знак, предупреждающий о грозящей опасности. Ситуация контактов здесь является столь несчастливой еще и потому, что ее обращение, то есть выступление на передний план следохода (С ± 0), всего-навсего перемещает акцент в сомнениях с привязанности на поиск, а сами сомнения продолжают и дальше занимать доминирующее навязчивое положение в контактах.
Различия между двумя навязчивыми картинами контактов с позиции психологии влечений эмпирически мы видим в том, что картина контактов С ± 0 скорее характерна для женственных, мягких людей, а С 0 ± — для жестких, часто обремененных анально-садистическими желаниями, людей.