Booka, я тоже рада, спасибо за теплый прием. )
WilsoN
Не извиняйся, об этом мало кто знает, а вопрос ты хороший задал. ) Выложу некоторые выборки по-этой теме, для тех кому интересно.
"Чудаки, зануды, странноватые – часто за такими ярлыками скрываются реальные врожденные отличия, имеющие как свои сильные, так и свои слабые стороны.
Еще в 1940-х годах австрийский психиатр Ганс Аспергер описал детей, у которых возникают большие проблемы в общении, несмотря на нормальный, а иногда даже очень высокий интеллект. Сам Аспергер называл их «маленькими профессорами». Несмотря на то, что работал Аспергер давно, понятие «синдром Аспергера» стало активно использоваться только в последние годы, и большинство людей, даже специалистов, не знают о нем. Синдром Аспергера – это часть так называемого «аутичного спектра». Но если сам аутизм связан с сильной задержкой речи и бросающимися в глаза отличиями, то синдром Аспергера – это что-то вроде аутизма в очень «мягкой» форме.
С детства люди с синдромом Аспергера чувствуют, что они очень сильно отличаются от других. Многие в своих историях говорят, что воспринимают себя пришельцами с другой планеты, которым приходится разбираться в непонятных обычаях землян. Их отличия также редко принимаются другими: например, подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера подвергаются систематической травле в школе.
Причина синдрома Аспергера, как и всех вариаций спектра аутизма, – врожденные генетические особенности. Согласно последним данным, принадлежность к аутичному спектру определяется несколькими генами. Это не заболевание, которое можно или нужно «вылечить» или «исправить» – это часть личности человека, имеющая свои плюсы и минусы."
"Социальные трудности
Хотя не существует ни одной черты, которую разделяли бы все люди с синдромом Аспергера, трудности с поведением в обществе почти универсальны, и, вероятно, являются наиболее важным критерием, который определяет это состояние. У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние."
"Люди с синдромом Аспергера не воспринимают те неписанные социальные законы, которые мы усваиваем по опыту. Это как раз те люди, которые как в известном анекдоте, на вопрос «Как дела?» начинают действительно рассказывать как у них дела. А если им сказать «Звони в любое время», могут позвонить в три часа ночи с чистой совестью. Полное неумение понимать намеки и «читать между строк» – осложняет отношения с окружающими, но необходимо помнить, что оборотная сторона этого – честность и прямолинейность."
"Вместе с этой трудностью «чтения» чужих невербальных (несловесных) сообщений, у большинства людей с синдромом Аспергера существует трудность выражения их собственного эмоционального состояния с помощью «языка тела», выражения лица и интонации в той степени, в которой на это способны большинство людей. У них такие же, или даже более сильные эмоциональные реакции, чем у большинства людей (хотя они не всегда эмоционально реагируют на те же самые вещи), трудность — в выражении эмоций, хотя внешнему наблюдателю может казаться, что эмоций они лишены."
"Отсутствие взгляда в глаза СА объясняют дискомфортом прямого зрительного контакта, чувством "угрозы" прямого взгляда, подобно некоторым животным. Последние исследования показывают особенноcть восприятия получаемой информации у аутистов, при котором они могут задействовать лишь один канал одновременно - зрение или слух. Поэтому им трудно следить за взглядом собеседника и одновременно понимать что говорится. Еще труднее находиться в группе, где несколько человек разговаривают одновременно, это может привести к полному смятению. Хотя следует отметить, что со временем многие из них "обучаются" социальным навыкам, подобно тому как обычные люди учатся игре на пианино."
"Странности речи и языка
Люди с синдромом Аспергера часто выделяются весьма педантичной манерой разговора, использованием более формального и структурированного языка, чем того заслуживает ситуация. Пятилетний ребёнок с этим синдромом может регулярно говорить на языке, который бы подошёл университетскому учебнику, особенно в своей области интересов.
Некоторые настолько хорошо владеют письменной речью, что удовлетворяют критериям гиперлексии (способность понимать письменную речь выше нормы, а способность понимать устную речь — ниже нормы.)."
"Одной из характеристик раннего развития при синдроме Аспергера является то, что эти дети очень рано начинают говорить ("Он заговорил раньше, чем начал ходить"); отмечается их зачарованность буквами, числами; они часто проявляют гиперлексию, спонтанное чтение с малым пониманием (или полным непониманием) прочитанного. Обладая иногда огромным словарным запасом социальные функции языка остаются для них загадкой - просто "поболтать", обменятся любезностями и внимание к чувствам других в разговоре часто кажется бессмысленным."
"Другие характеристики
Люди, подверженные синдрому Аспергера могут также демонстрировать диапазон других сенсорных, физиологических аномалий, и аномалий развития. У детей с синдромом Аспергера часто замечаются свидетельства замедленного развития точных моторных навыков. У них может наблюдаться специфическая «ковыляющая» или «рубящая» осанка при ходьбе, и при ходьбе они могут держать свои руки в необычной манере. Также наблюдаются навязчивые движения пальцами, ладонью или рукой.
Некоторые люди с синдромом Аспергера страдают от разной степени сенсорных перегрузок, и могут быть патологически чувствительными к громким звукам или сильным запахам, или не любить когда к ним прикасаются — например, некоторые дети с синдромом Аспергера сильно противятся прикосновениям к голове или потревоживанию их волос."
"Любые социальные ситуации, особенно незнакомые, вызывают у такого человека «сенсорную перегрузку», истощение. Другие люди в буквальном смысле «грузят» их, не потому что они чем-то несимпатичны, а просто потому, что общение нагружает органы чувств. Так что вечеринка у друга или поход в ночной клуб для большинства людей аутичного спектра – это не способ досуга, а настоящая пытка."
"Синдром Аспергера обычно приводит к проблемам в нормальных социальных взаимодействиях со сверстниками. Эти проблемы могут быть очень серьёзными, особенно в детстве и юношестве; дети с синдромом Аспергера часто являются жертвами задир, обидчиков и хулиганов (на Западе все эти явления называются одним словом — bullying) в школе из-за их специфического поведения, речи и интересов, и из-за их слабой, или ещё неразвившейся способности воспринимать, и адекватно, и социально допустимо отвечать на неречевые знаки, особенно в ситуациях интерперсонального конфликта. Ребёнок или подросток с синдромом Аспергера часто озадачен источником такого плохого обращения, не понимая что было сделано «неправильно» («не по правилам», «не по понятиям»).
Даже дальше в жизни, многие люди с синдромом Аспергера жалуются на чувство, что они невольно становятся отсоединёнными от окружающего мира."
"Дети с синдромом Аспергера часто демонстрируют продвинутые для их возраста способности в языке, чтении, математике, пространственном мышлении, музыке, иногда доходящие до уровня «одарённых»; однако, как было отмечено выше, это может быть уравновешено заметными задержками в развитии в других областях. Эти черты, в сумме, могут создать проблемы для учителей и других лиц, обладающих авторитетом или наделённых властью. (Здесь может иметь значение то, что одно из социальных соглашений, которое большинство людей с синдромом Аспергера игнорируют — это уважение авторитетов. Эттвуд замечает их склонность чувствовать, что со всеми людьми надо обращаться одинаково, несмотря на их положение в обществе; ученик с синдромом Аспергера может не показывать уважения, пока не решит, что оно было заработано. Такое отношение многие учителя либо не поймут, либо сделают для него сильное исключение.) Как и большинство одарённых детей, ребёнок с синдромом Аспергера может считаться учителями «проблемным» или «неуспевающим». Чрезвычайно низкая терпимость и мотивация ребёнка к тому, что он воспринимает как однообразные и непримечательные задачи (вроде типичного домашнего задания), может легко разочаровать; учитель может даже посчитать ребёнка высокомерным, злопамятным и непослушным. А в это время ребёнок молча сидит за партой, чувствуя себя расстроенным и несправедливо обиженным, и часто не зная как выразить эти чувства."
"Синдром Аспергера вовсе не обрекает человека на несчастную жизнь. Интенсивное сосредоточение и тенденция логически решать задачи, свойственные синдрому Аспергера, часто дают людям с синдромом высокий уровень способностей в их области интересов.
С другой стороны, многие люди с синдромом Аспергера могут чересчур остро переживать нарушение своих ежедневных ритуалов или невозможность выражать свои особые интересы. Например, ребёнок с синдромом Аспергера может оказаться одарённым писателем для своего возраста и будет с удовольствием работать над своими рассказами во время уроков. А учитель может настаивать, чтобы ученик, вместо этого, был внимателен на уроке или работал над поставленным домашним заданием. Не-аутистичный ребёнок в таких условиях может немного расстроиться, но скорее всего послушается учителя. Для ребёнка с синдромом Аспергера, с другой стороны, это испытание может быть крайне травматичным, а реакция - изумить учителя и других детей в классе: обычно замыкающийся в себе ребёнок вдруг злится или огорчается несоразмерно ситуации. Критика действий ребёнка в этот момент (например, как незрелых или неуважительных) может сильно повредить чувство собственного достоинства ребёнка, которое и так довольно хрупкое."
"Хотя многие люди с синдромом Аспергера не достигают в своей жизни того, что обычно считается «успехом в обществе» и многие из них всю жизнь остаются одинокими, они вполне могут встретить понимание у других людей и установить с ними близкие отношения."
"Дефицит в социальном взаимодействии у людей с синдромом Аспергера менее выражен, по сравнению с классическим аутизмом. Люди с синдромом Аспергера могут развивать чувство привязанности, обычно по отношению к членам своей семьи или близкому кругу друзей семьи. Но опять же социальное взаимодействие происходит по их каноном."