Одиночество

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Одиночество » Фильмы, музыка, искусство, видео » Вечное одиночество...


Вечное одиночество...

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Было это после обеда в мужской компании. Обед прошел очень весело. Один из присутствующих, мой старый приятель, сказал мне:

— Давай пройдемся пешком по Елисейским Полям.

И мы пошли медленным шагом по длинной аллее, вдоль деревьев, почти не одетых еще листвой. Кругом ни звука, только обычный глухой и неустанный гул Парижа. Свежий ветерок веял в лицо, мириады звезд золотой пылью рассыпались по небу.

Спутник мой заговорил:

— Сам не знаю отчего, ночью мне здесь дышится легче, чем где-либо. Сознание мое словно расширяет свои пределы, озаряется на миг таким светом, что чудится: вот сейчас мне откроется божественная тайна бытия. И вдруг окошко захлопывается. Все кончено.

Порой перед нами под деревьями скользили две тени; мы проходили мимо скамьи, где два существа, сидя рядом, сливались в одно черное пятно.

Мой приятель пробормотал:

— Бедные люди! Не отвращение, а безмерную жалость внушают они мне. Из всех загадок человеческой жизни мне удалось постичь одну: величайшая мука нашего существования — вечное одиночество, и все наши поступки направлены на то, чтобы уйти от него. Вот и они, эти любовники на скамейках под открытым небом, подобно нам, подобно всем живым тварям, стремятся хотя бы на миг не быть одни; но они были и будут всегда одиноки, и мы тоже.

Иные ощущают это сильнее, другие слабее — только и всего.

С некоторых пор я терплю жестокую пытку оттого, что понял, познал, в каком страшном одиночестве я живу, и нет средства спастись от него.

Как бы мы ни старались, как бы ни изощрялись, каким бы ни был страстным порыв наших сердец, призыв губ и пыл объятий, — мы всегда одиноки.

Я увел тебя нынче вечером с собой, чтобы не возвращаться к себе, потому что я мучительно страдаю теперь в одиночестве моего дома. Но чем ты поможешь мне? Я говорю, ты слушаешь, и оба мы одиноки, мы рядом, вместе, — но мы одиноки.

Понимаешь ты меня?

Блаженны нищие духом, гласит писание. У них есть иллюзия счастья. Они не томятся нашей одинокой тоской, они не бредут, как я, по жизни, не ведая другого общения, кроме мимолетных встреч, не ведая другой радости, кроме эгоистичного удовлетворения, что именно мне дано было понять, увидеть, постичь наше вечное одиночество и выстрадать сознание его.

Ты думаешь, что я заговариваюсь? Послушай. С тех пор, как я почувствовал свою отчужденность от других, мне кажется, будто изо дня в день я все глубже спускаюсь в угрюмое подземелье, не нащупываю его стен, не вижу ему конца, да и нет у него, быть может, конца! Я иду, и рядом со мной нет никого, и вокруг меня — никого, и больше никто из людей не совершает этот мрачный путь. Это подземелье — жизнь. Временами мне слышатся шум, голоса, крики… Ощупью направляюсь я на эти смутные звуки, но я не знаю, откуда они доносятся; я никогда не встречаю никого, я никогда не нахожу человеческой руки посреди окружающего мрака. Ты понимаешь меня?

Бывали порой люди, сознававшие эту нестерпимую муку.

Мюссе **) восклицал:

Кто-то зовет меня, шепчет уныло…
Кто-то вошел. Моя келья пуста.
Нет никого, это полночь пробило…
О одиночество! О нищета!

(Перевод А.Н. Апухтина)

Но у него это была лишь случайная догадка, а не бесповоротная уверенность, как у меня. Он был поэт; он населял жизнь видениями и мечтами. Он никогда не был по-настоящему одинок. А я, я один! Недаром Гюстав Флобер, великий страдалец нашего мира, потому что он был великим провидцем, писал женщине-другу такие безнадежные строки: «Все мы живем в пустыне, никто никого не понимает».

Да, никто никого не понимает, что бы люди ни воображали, что бы ни говорили, что бы ни предпринимали. Разве знает земля, что творится вон там, на звездах, огненным зерном разметанных по вселенной, таких далеких, что до нас доходит сияние только немногих из них, меж тем как несметные полчища остальных затеряны в беспредельности, и таких близких между собой, что, быть может, они лишь части одного целого, молекулы одного тела?

И вот, человек столько же знает о том, что творится в другом человеке. Мы дальше друг от друга, чем от небесных светил, а главное, больше разобщены, потому что мысль непостижима.

Нет ничего ужаснее постоянного соприкосновения с живыми существами, которых нельзя постичь!

И любим мы друг друга так, словно нас приковали к стене совсем рядом, и мы простираем руки, но не можем дотянуться друг до друга. Мучительная жажда соединения терзает нас, но все усилия наши бесполезны, порывы напрасны, признания бесплодны, объятия бессильны, ласки тщетны. Стремясь слиться друг с другом воедино, мы лишь ушибаемся друг о друга.

Сильнее всего ощущаю я одиночество, когда раскрываю сердце другу, потому что тогда особенно ясно понимаю непреодолимость преграды. Вот он здесь, передо мной: его светлый взгляд устремлен на меня, но душа, скрытая за этим взглядом, недоступна мне. Он слушает меня. Но что он думает? Да, что он думает? Это мучение непонятно тебе? А вдруг он ненавидит меня? Или презирает? Или издевается надо мной? Он размышляет над моими словами, порицает, осмеивает, осуждает меня, считает, что я ограничен или глуп. Как узнать, что он думает? Как узнать, любит ли он меня так же, как я люблю его? Что волнует эту круглую, как шар, голову? Нет тайны большей, чем неведомая мысль другого существа, скрытая и вольная мысль, которую нам не дано ни познать, ни направить, ни подчинить, ни сломить!

А сам я, сколько ни стараюсь отдаться весь, целиком, раскрыть все окна души, — мне не удается довериться до конца. Где-то в глубине, в самой глубине храню я тайник своего «я», куда никто не проникает. Никто не может найти его, заглянуть в него, потому что никто не похож на меня, — никто никого не понимает.

А ты, понимаешь ты меня хоть сейчас? Нет, ты считаешь меня безумным! Ты наблюдаешь меня, сторонишься меня! Ты думаешь: «Что это на него нашло?» Но если когда-нибудь ты постигнешь, разгадаешь мою жестокую и утонченную пытку, приди и скажи мне только: «Я понял тебя!» И ты, хоть на одну секунду, дашь мне счастье.

Женщины, как никто, заставляют меня ощущать одиночество.

Горе мне! Горе! Сколько я выстрадал из-за них, потому что они чаще и больше, чем мужчины, заставляли меня поверить, что я не одинок! Когда приходит любовь, чувствуешь, что душа наполняется неземным блаженством! А знаешь почему? Отчего это ощущение необъятного счастья? Да только оттого, что кажется, будто пришел конец одиночеству. Будто уж нет отчужденности, замкнутости. Какое заблуждение!

Женщина — великий обман мечты, и больше, чем нас, томит ее вечная жажда любви, терзающая человеческое сердце.

Тебе ведь знакомы чудесные часы наедине с ней, с длинноволосой чаровницей, чей взгляд туманит ум. Какой бред кружит нам голову! Какое самообольщение увлекает нас!

Так и кажется, что она и я сольемся сейчас воедино. Но этот час никогда не наступает, и после недель ожидания, надежды, обманчивого счастья я оказываюсь вдруг еще более одинок, чем до тех пор.

С каждым поцелуем, с каждым объятием растет отчуждение, такое безысходное, такое ужасающее!

Недаром поэт Сюлли Прюдом ***) написал:

О трепет ласк людских! Как жалок твой удел,
Беспомощной любви бесплодная попытка
Достичь слиянья душ в сплетенье наших тел…

(Перевод Б.В. Горнунга)

А затем — прощай! Все кончено. И почти незнакомой становится та женщина, которая на миг была для нас всем, хотя мы так и не проникли в ее затаенную и, должно быть, пошлую мысль!

Даже в часы, когда в таинственном единении двух существ, в полном смешении всех желаний, всех стремлений, казалось, уже достигнуты самые глубины ее души, одно слово, одно-единственное слово открывало нам нашу ошибку и, словно молния в ночи, освещало темную бездну, зияющую между нами.

И все-таки лучшая отрада на земле — провести вечер подле любимой женщины, ничего не говоря, наслаждаясь только ощущением ее присутствия. Не будем требовать большего, ибо слияние двух существ невозможно.

Я же теперь замкнулся в себе. Я никому не говорю уже, во что я верю, о чем думаю, что люблю. Обреченный на жестокое одиночество, я смотрю вокруг, но мнения своего не высказываю никогда. Что мне до идей, разногласий, верований, наслаждений. Я не в силах ничем поделиться с другими и охладел ко всему. Мысль моя незрима и непостижима. На обыденные вопросы я отвечаю общими фразами и улыбкой, которая говорит: «да», если мне не хочется тратить слова.

Ты понял меня?

Мы прошли всю аллею вплоть до Триумфальной Арки и возвратились к площади Согласия, потому что излагал он все это не спеша, добавляя ещё многое, что я уже позабыл.

Вдруг он остановился и, указав рукой на высокий гранитный обелиск, стоявший посреди парижской площади и своим длинным египетским профилем уходящий в звездное небо, указав на одинокий, памятник, отторгнутый от родины, история которой странными письменами запечатлена на его гранях, приятель мой воскликнул:

— Смотри, все мы точно этот камень!

И он ушел, не добавив ни слова.

Был он пьян? Был он безумец? Или мудрец? Сам еще не знаю. Порой мне кажется, что он был прав; порой кажется, что он потерял рассудок.

Ги де Мопассан...

0

2

чудно написано = )

0

3

хотя мы так и не проникли в ее затаенную и, должно быть, пошлую мысль!

надо взять на заметку  ;)

Pierrot, а что вы сами думаете об этом рассказе?

0

4

Метрик написал(а):

Pierrot, а что вы сами думаете об этом рассказе?

этой новеллой я выразил свои чувства... что же мне ещё добавить?

0

5

Мне казалось когда-то, что одиночество -
Это словно в степи: ни души вокруг.
Одиночество - это недобрый друг
И немного таинственный, как пророчество…

…Одиночество - дьявольская черта,
За которой все холодно и сурово,
Одиночество - горькая пустота,
Тишина... И вокруг ничего живого...
Только время стрелою летит порой,
И в душе что-то новое появляется.
И теперь одиночество открывается
По-другому. И цвет у него иной.
Разве мог я помыслить хоть раз о том,
Что когда-нибудь в мире, в иные сроки
В центре жизни, имея друзей и дом,
Я, исхлестанный ложью, как злым кнутом,
Вдруг застыну отчаянно-одинокий?!..
И почувствую, словно на раны соль,
Как вокруг все безжалостно изменилось,
И пронзит мою душу такая боль,
О какой мне и в тягостном сне не снилось.
День, как рыба, ныряет в густую ночь.
Только ночь - жесточайшая это штука:
Мучит, шепчет о подлостях и разлуках,
Жжет тоской - и не в силах никто помочь!
Только помощь до крика в душе нужна!
Вот ты ходишь по комнате в лунных бликах.
До чего это все же чудно и дико,
Что вокруг тебя жуткая тишина...

…Пей хоть водку, хоть бренди, хоть молоко!
Всюду - люди. Но кто тебе здесь поможет?!
Есть и сердце, что многое сделать может,
Только как оно дьявольски далеко!..

…Нынче в душу мне словно закрыли дверь.
Боль крадется таинственными шагами.
Одиночество - очень когтистый зверь,
Только что оно, в сущности, рядом с вами?!..

Эдуард Асадов

0

6

вот нарыл на deadленде, мне кажется это про меня с моим стремлением быть "нормальнее", мне кажется есть в двух рассказах нечто общее, похожее на 2 листа у меня за окном, соединенных паутинкой,что сплел мертвый теперь паук, с нанизанными каплями дождя...
Рассказ «Прощай»
05.04.2008 22:43 mew

Люди слепы… не потому, что не видят то, что перед их глазами, а потому что перед их глазами обычно встаёт не то, что нужно видеть. Любовь… Люди красивы. Но когда-то давно один пропащий забулдыга (и, кстати, бог по совместительству) проклял людей. Отныне они не могли видеть красоту других людей. Лишь изредка и на время проклятие исчезало, и человек мог разглядеть древнюю красоту в другом человеке. Дряхлые мудрецы назвали это любовью. Любовь зла, ибо не все способны видеть то, что видит влюблённый. Да и влюблённый теряет возможность видеть то, что видят в любимом человеке остальные. И тут нельзя найти тех, кто на самом деле прав, так как неправы все. Всегда…

Он сидел справа от меня… на корточках… слегка пьяный… в том же тамбуре той же электрички, что и я. Он не был молод… хотя и старым его назвать было нельзя… Почему-то складывалось впечатление, что он военный. Лицо выражало спокойствие и отрешённость от мира… оно вызывало симпатию и зависть, ибо редкий человек может похвастаться тем, что ему на самом деле похуй на то, что происходит вокруг…

— Давно играешь? — он глазами указал на гитару за моей спиной. Я не люблю разговаривать с незнакомцами. Перестаю чувствовать себя в своей тарелке. Но этот настойчиво желал общения…

— Сколько себя помню…

— Помнить себя важно для человека…

— Вынужден с вами согласиться

Он закурил…

— Не возражаешь? Ну, как знаешь… А то потом ещё будешь винить меня в своём раке лёгких… — он помолчал. — 20 лет защищаю эту чёртову страну, а её граждане почти единогласно выбирают ставленника олигархов. Странно, правда?

— Люди всегда получают то, чего они достойны больше всего… Мне всегда так казалось…

— Чушь… Люди никогда ничего не получают… Только теряют…

— Это довольно печально… Но знаете… в таком случае мне нравится терять…

— А мне нет! — он сурово глянул куда-то в окошко, словно причина всех бедствий человека витала где-то в той стороне. — У тебя есть девушка?

— Эээээ… нет. А что? Это критично?

— В общем, наверное, нет… А могу я узнать почему у тебя её нет? Ты никогда не любил?

— Любил, но…

Он не дал мне закончить.

— Любовь — это самое главное, что есть в этом мире. Она не терпит никаких «но»!

В его глазах пылал огонь, а лицо выражало готовность умереть за свою идею. Спорить было бесполезно. Но я всё же решил попробовать.

— А если человеку некогда влюбляться? Мир жесток. Мужчина должен зарабатывать деньги, должен учиться. Я вынужден… Я должен выбирать… Я не хочу, чтобы мои дети нуждались в чём-то, — помолчав, я добавил. — И не хочу, чтобы им тоже пришлось пройти моим путём… Через постоянную борьбу с собой и своими человеческими слабостями. Это мой выбор и я думаю, что впоследствии я сумею восполнить то, что потерял в молодости. У меня будут работа, деньги, положение. В этой стране по-другому нельзя. Я не желаю стать очередным голодранцем. Не желаю…

Он усмехнулся…Что-то творилось в его душе…Что-то странное. Он улыбался, но только что-то в его лице говорило о непомерном отчаянии.

- Восполнить… потом… когда-нибудь… — он говорил очень медленно, словно каждое слово давалось ему с трудом. — Ты абсолютно прав, парень. Но одно ты забыл. А если завтра не наступит? Смерть всегда рядом. В нашем мире жизнь, а не смерть является случайностью. Что если ты погибнешь, не успев начать жить? А?

Внутри стало неуютно и тяжко. Думать о плохом не хотелось. Очень не хотелось.

— Я надеюсь…

— Стой! — он улыбнулся ещё шире. Его глаза стали совсем печальные, словно сама безысходность взирала на меня из них. А в голосе появилось что-то смешливое, точно я развеселил его. — Молчание! Ты не веришь мне, парень. Молчи! Я покажу.

В этот момент электричка как раз остановилась. Двери открылись.

— Давай выйдем.

Я покачал головой.

— Да, не бойся. Я не маньяк. Там на станции очень много людей. Мы никуда не пойдём со станции. По крайней мере, ты. На следующей электричке ты уедешь. Максимум на той, что придёт через одну. Даю честное офицерское слово! — тут он отдал честь.

Я выдавил улыбку и мы вышли.

— Следующая электричка через 5 минут. Я не займу у тебя большего времени.

Он замолчал, точно собираясь с силами. Попытался закурить, однако с первого раза у него не вышло. Наконец, он затянулся как следует.

— Ты пойми, парень. Ты не виноват. Просто наше общество устроено так. Большинство воюет за чужие цели. Большинство хочет того, что им не нужно, лишь потому что этого хотят остальные. Зачем тебе миллионы? Вот видишь! Ты не знаешь. А я знаю. Незачем. Не нужны они тебе. Люди — стадо. Все бегут — ты бежишь. Все стоят — ты тоже встанешь. Как миленький. А иначе по башке получишь. Кого они из вас готовят в вашем университете? Знаешь? Они готовят из вас трудоголиков. А механизм очень прост. Он построен на соперничестве, на желании превосходить, которое генетически вшито в душу человека. Все хотят быть сильнее, быть лучше, быть успешнее остальных. Стараются изо всех сил. Даже если им это не нужно. Иначе кто-то обгонит. Иначе будут тыкать пальцем и скандировать «Слабак». Так устроен человек. Из этой игры очень трудно выключиться. Неучастие равно проигрышу. Любой готов кинуть камень в проигравшего. Но все готовы лизать подошву победителю. Замкнутый круг. Даже если ты понял в какую игру тебя заставляют играть, ты вряд ли сможешь долго противиться ей… Ты ведь не хочешь быть проигравшим?

Я молчал. Возражать было бессмысленно. Он был прав.

— Чувство, что ты выпал из игры, что ты лишился работы, что остальные лучше тебя, что ты неудачник настолько невыносимы, что люди выпрыгивают из окон небоскрёбов. Но… за секунды до падения, они понимают, что жили неправильно. Что всё это говно яйца выеденного не стоит. Понимают, что самым лучшим выходом было бы послать всех на хуй, пойти домой и заняться любовью со своей женой, эдаким жёстким сексом на всю ночь. А вместо этого они лишают себя жизни. Ошибка настолько очевидна и нелепа, что они смеются перед смертью. Ухахатываются. Помирают со смеху.

Я улыбнулся. Картина была крайне забавная. Человек падает с небоскрёба. И перед тем, как врезаться в землю начинает смеяться. Хотел бы я — стоп! — вовсе не хотел!

Мой собеседник продолжал.

— И самое главное… то, что касается тебе. Все участники игры свою реальную жизнь, не связанную с игрой, оставляют на потом. Совсем как ты. Но… это «потом» не у всех наступает. Смерть рядом.

Из-за поворота выехала электричка. Ей оставалось проехать метров 400 до того места, где мы стояли. Она стремительно приближалась. Мы стояли там, где оказываются последние вагоны во время остановки.

Мой собеседник, похоже, несколько занервничал. Он пожал мне руку. 300 метров.

— Здесь я тебя оставлю, — электричка приближалась. — Ты отличный парень и всё у тебя получится. — 200 метров. — Напоследок, я покажу тебе маленький эксперимент. Смерть на самом деле очень-очень, охуенно очень близко. — 100 метров. — Прощай. И извиняй, если что.

Он улыбнулся. Впервые его глаза соответствовали улыбке на лице. Электричка была совсем близко. Она ещё не начала тормозить. Он разбежался и прыгнул на пути. В полёте перед столкновением он развёл руки. И мне показалось, что я услышал, как он смеётся. Прощай!

0


Вы здесь » Одиночество » Фильмы, музыка, искусство, видео » Вечное одиночество...