Когда мне становится невыносимо плохо, я иногда обращаюсь к кинематографу. Есть два фильма, антидепрессанта, для меня, "Дикое поле" и "Более странно чем рай". Хочу поделиться...
Когда простые «вещи» производят сильное впечатление
Более странно, чем рай. /Stranger than paradise (1984)/Реж. Дж. Джармуш.
Второй, после «Вечных каникул», фильм американского режиссера Джима Джармуша, в котором складывается в основных чертах художественный, поэтический стиль его творчества. Сразу же привлекает специфический ритм фильма, который не навязан из вне, и не задан коммерческими задачами, а как бы реинкарнирован из классических японских фильмов Одзу и Курасавы. Действие фильма сведено к минимуму и заставляет зрителя наблюдать исключительно за героями, что требует определенного уровня аскетизма восприятия. «Рай» словно соткан из деталей настроения повседневности, обыденности, однообразия посюсторонности. Предпочтение отдается именно этому, а не четко прорисованному сюжету, ложному богатству ситуаций или конъюнктурной роскоши фона. Герои фильма Уилли, Ева и Эдди обычные люди, и их действительность тоже очень простая, но вместе с тем они совершенно отчуждены от главной для обывателя добродетели-честолюбия. Джармуш работает на понижение образа богатой, успешной Америки, показывает полное отсутствие общезначимости амереканской мечты. Стремление зарабатывать и преуспеть не определяет жизнь его героев, они выстраивают ее принципиально иначе. Деньги и комфорт не становятся их смыслом не в следствии, а по причине. У персонажей фильма нет амбиций, поэтому им не нужно лезть на вершину чего бы то ни было. Такая жизнь слишком предсказуема, и поэтому неинтересна, ведь сознание человека, который хочет добраться до верхушки социальной лестницы и сознание человека, который добрался до нее - одно и то же, повсеместно скучное. Это фильм об аутсайдерах, к которым режиссер во всех своих интервью причисляет и себя. Странники, маргиналы, изгнанники в физическом или философском смысле парадоксальным образом всегда оказываются по своему образу жизни ближе к сильному художественному высказыванию, чем вся культура мейнстрима. То, что окружает героев «Рая» им чуждо, но у них нет этого постоянного зуда по поводу того, чтобы улучшить условия своей жизни. Они просто ищут перемен, пытаются сыграть в какую-то другую игру из скудного набора предлагаемых обстоятельств.
Фильм построен так, что избегает одни клише - сексуальность героев, захватывающее действие, передержанные драматические сцены ит.п., что бы показать другие - клише существования человека в условиях пустыни реальности. При этом это не экзистенциальное кино, герои фильма не рефлексируют, не ищут в повседневной жизни каких-то философских символов. Они принимают жизнь такой, какой она есть и путешествуют по ней сквозь фильм совершенно бесцельно, ведь «куда бы ты не приехал, везде одно и то же». Используя блек-ауты (затемнения) Джармуш удивительно точно передает течение времени, то, как мы ощущаем его, а не то, как мы о нем мыслим. Пространство и время не союзники человека и не его враги, они просто две великие реки по которым надо просто проплыть до конца и все. Может быть, окажется, что это и есть странная дорога в рай, более странная, чем любые наши представления о нем. Хотя сам Джармуш на вопрос о рае ответил так: «Человека бессмысленно ловить на приманку. Я считаю, что нужно жить с тем, что тебя окружает». Возможно, что единственная сносная позиция в этом мире, позиция поэта, в которой простота и однообразие вещей производят настолько сильное впечатление, что становится источником вдохновения чтобы жить))))
Ваш М.